Меню сайта
Категории раздела
НОВОСТИ СТАНИЦЫ [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СТРОИТЕЛЬСТВО СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ В СТАНИЦЕ ГОСТАГАЕВСКОЙ (Продолжение)

Можно предположить, что П.И. Крюков решил использовать освидетельствование окончания строительства церкви для того, чтобы полностью собрать со станичников деньги, которые они обязались выплатить согласно договору, заключённому с Алалыкиным. Но что-то не срабатывало. 9 декабря в Гостагаевскую идёт ещё одна бумага: «Гостагаевскому правлению немедленно исполнить предписание от 27 ноября №7129, собрать с жителей и представить в полковое правление 2350 рублей». Станичное правление не смогло выполнить предписание командира полка. 10 декабря сообщило: «Внесённые жителями станицы на уплату подполковнику Алалыкину за постройку церкви всего 1586 рублей, станичное правление, представляя покорнейше, просит о получении предписания». И 13 декабря оно поступило. «Гостагаевскому станичному правлению в послед-ствии предписаний от 27-го ноября и 9-го декабря за №№7129 и 7358, предписываю с посылаемым нарочным представить при подписи на сем мне акт Войскового Архитектора, об освидетельствовании им вновь устроенной в той станице приходской каменной церкви; также представить надлежащие с жителей 2350 рублей для выдачи строителю церкви подполковнику Алалыкину. За медленное выполнение моих предписаний делаю станичным правителям выговор, предписываю всех выбранных поверенных по сбору денег прислать в Анапу для посажения на гауптвахту, которые в случае уважительного объяснения будут заменены станичными судьями». Такой вариант сработал. В этот же день командир полка получил ответ: «Подписанный шестью депутатами акт, составленный об окончательном построении в ст. Гостагаевской церкви, - лично получен отставным подполковником Алалыкиным, и при получении такового дал от себя подписку в том, что следуемые ему деньги 1700 рублей серебром согласен обождать до 15 мая 1867 года, каковую при сём Вашему Высокоблагородию станичное правление представляя, покорнейше просит вчерашнее предписание - следует ли и за сим выслать в Анапу выбранных поверенных по сбору денег для посажения на гауптвахту». Поставили подписи: начальник станицы есаул Капуста и станичный судья Зозуля. Вот содержание акта освидетельствования окончательной постройки церкви: «1866 года ноября 14 дня, согласно распоряжения правительства, мы, подписавшиеся при бытности: станичных правителей общества и священно церковных служителей свидетельствовали окончательную постройкою каменную церковь с колокольнею при ней приличным иконостасом, решётчатую оградою в каменных столбах с таковым же цоколем и каменною сторожкою. Нашли оною постройку во всём согласно с утверждённым проектом командовавшим войсками Кубанской области 24 июля 1864 года. Работы произведены прочно, и материалы употребле-ны в деле доброкачественные. В удостоверении чего подписанием утверждаем - ст. Гостагаевской депутаты. Урядники: Кондрат Куриненко своеручно, Кирилл Кантур своеручно, Никита Житников своеручно, Клим Колмык и Данила Новак. Вместо их неграмотных по рукоданной просьбе и за себя подписал казак Никифор Щерба своеручно. Подлинное подписал войсковой архитектор Черник и приходской священник Феофилакт Ждановский.

Что действительно настоящий акт выше подписавшимися лицами подписан и составлен в присутствии как их самих, так и станичных правителей, Гостагаевское станичное правление подписями и приложением печати свидетельствует. Декабрь 13-го 1866 года. Подлинное подписали: начальник станицы есаул Капуста и станичный судья Зозуля».

Ответ, видимо, несколько успокоил П. И. Крюкова, и 15 декабря он направил письмо в Гостагаевскую: «Возвращаю при сем Гостагаевскому станичному правлению отсрочную расписку строителя Гостагаевской церкви, предписываю депутатов по сбору с жителей денег на постройку церкви - в Анапу не высылать: а между тем принять самые деятельные меры по сбору означенных денег».

Опять мы видим разрыв по времени между самим освидетельствованием депутатами и утверждением этого станичной властью. Объяснить это можно следующим образом. Станичники, в том числе и станичная власть, знали, что строительство церк-и должно закончиться освидетельствованием. Они этого долго ждали. Ведь строительство церкви, согласно договору с подрядчиком, должно было окончиться осенью 1865 года. Прошёл уже год после намеченной даты. Все понимали, что главное в освидетельствовании - это позиция войскового архитектора. Видимо, к приезду Е. Д. Черника были выбраны и депутаты от станичного общества. Е. Д. Черник дал положительный отзыв о построенной церкви, кроме существенного момента - не был установлен иконостас. И как только установили в церкви иконостас, доложили командиру полка, что строительство совершенно окончено. Это было 13 ноября. Фактически и депутаты, и станичная власть готовы были на следующий день оформить акт освидетельствования. Вопрос по существу был решён. Не было только соответствующей бумаги - самого документа. Войсковой архитектор прислал его чуть позднее. Но не был решён ещё один важный в этом деле вопрос. Станичники не собрали строителю недостающую сумму денег. Можно предположить, что командир полка дал указание начальнику станицы не заверять акт своей подписью и станичной печатью, пока не будут собраны деньги. И только когда станичники получили подписку от Алалыкина о том, что он согласен подождать с уплатой денег, акт освидетельствования об окончании строительства церкви был окончательно оформлен. Ситуация оказалась ана-огичной с оформлением договора с подрядчиком о строительстве церкви. Тогда тоже всё было окончательно оформлено станичной властью только по-сле решения вопроса о финансах.

Такой активной деятельности командира полка по вопросу строительства церкви в Гостагаевской, какой она была в конце ноября и в первой половине декабря, ранее не наблюдалось. И главным здесь было - сбор денег со станичников за строительство церкви. Нельзя исключать, что в какой-то степени это было связано со строителем церкви Алалыкиным. Со второй половины ноября в архивных документах он уже «отставной военный инженер подполковник». Согласно документам как минимум 13 и 14 декабря он бьл в Анапе. Как мы уже знаем, 13 декабря он даёт подписку Гостагаевскому станичному правлению: «Следуемые мне деньги за постройку каменной церкви в ст Гостагаевской 1700 рублей я согласен обождать до 15 мая 1867 года». 14 декабря Алалыкин обращается в полковое правление с просьбой «по случаю окончания постройки церкви» выдать ему следуемые 500 рублей. И получает их.

30 декабря 1866 года войсковой архитектор обратился в Адагумский полк: «Войсковое правление, поручая мне освидетельствование построенных церквей в Крымской и Гостагаевской, требует предоставления актов... покорнейше прошу оные прислать мне». В самом начале января 1867 года П.И. Крюков «препровождает» акт освидетельствования Гостагаевской церкви, но не может выслать акт по Крымской церкви «потому что жители названной станицы подписать такового не согласились по случаю оказавшейся в крыше церкви сильной течи».

Казалось бы, строительство церкви в ст. Гостагаевской закончено. Но не тут-то было. 2 августа 1867 года Алалыкин в полковом правлении получает 236 рублей на завершение работ по строительству Гостагаевской церкви. 8 июля из ст. Гостагаевской в полковое правление направляется рапорт за №463. «Работы по постройке Гостагаевской церкви отставным инженером подполковником Алалыкиным в настоящее время совершенно окончены. Донося об этом Полковому правлению, станичное правление покорнейше просит зависящего распоряжения о назначении комиссии для освидетельствования оной».

26 октября 1867 года командиром полка в войсковое правление отправляется рапорт: «После произведённого в прошлом году войсковым архитектором подполковником Черником освидетельствования постройки в ст. Гостагаевской каменной церкви, на церкви и ограде в некоторых местах осыпалась штукатурка. Почему приказано было строителю подполковнику Алалыкину исправить означенные повреждения. Ныне Гостагаевское станичное правление рапортом от 08 июля за №463 донесло, что все работы по постройке церкви в той станице совершенно окончены, а потому просит о командировании войскового архитектора для освидетельствования. Донося об этом, покорнейше прошу распоряжения о командировании в ст. Гостагаевскую архитектора для освидетельствования выстроенной в той станице церкви». Документов о том, что войсковой архитектор по рапорту командира Адагумского полка ещё раз побывал в Гостагаевской, не обнаружено. Можно предположить: ввиду того, что повреждения были не столь существенными и из-за своей большой занятости приехать в Гостагаевскую Е. Д. Черник не смог.

11 августа 1870 года полковое правление обращается к инженеру поручику Головачевскому (сменившему в 1868 году Алалыкина) с поручением произвести ремонт церкви и ограды в Гостагаевской. 23 августа полковое правление просит его ускорить производство работ «по исправлению повреждений, оказавшихся на церкви и ограде в ст. Гостагаевской во избежание могущих произойти от жителей дальнейших жалоб».

Факты говорят о том, что при строительстве церквей в Адагумском казачьем полку не всё делалось качественно. К примеру, церковь во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия в ст. Варениковской. В архиве хранится «историческая записка» о строительстве и обустройстве этой церкви вместе с речью П. И. Крюкова, произнесённой при освящении церкви, и приговором станичного общества, решившего собрать деньги и отпечатать это в войсковой типографии. Скорее всего идея «сохранить в памяти на будущее время» принадлежит полковому правлению. 29 октября 1867 года Крюков в переписке с благочинным священником Адагумского полка Яковом Полчаниновым сообщает: «.. .при освящении церкви в ст. Варениковской будет присутствовать наказной атаман Кубанского казачьего войска». Нет сведений о том, что на освящении церкви присутствовал граф Сумароков-Эльстон. Если бы он был, то это бы непременно отразилось и в «исторической записке». Но, видимо, полковое правление готовилось к этому событию и старалось провести его на должном уровне. Благодаря этой исторической записке мы убеждаемся, что варениковцы много сил положили и многим жертвовали, чтобы построить и обустроить церковь. Им пришлось доплачивать на строительство к выделенным от казны и войска более 10 тысяч рублей. Они приняли решение «не получать на руки третьей части провиантского довольствия, а получать деньгами и причислять их к церковной сумме». В 1866 году «на колокола, на престольную утварь, священнические облачения, уставо-церковные книги, люстры и прочее» общество постановило «внести каждым получавшим и получающим довольствие по три рубля серебром от каждой души мужского пола». Вероятнее всего, и гостагаевцы поступали таким же образом в те годы. Вот что нам становится известно из приказа №36 по Адагумскому полку июля 11 дня 1865 года. «Присланный ко мне при рапорте Гостагаевского станичного правления отставной казак Иван Темченко показал мне засвидетельствованную в Гостагаевском станичном правлении 9 августа прошлого года опись пожертвованным вещам в молитвенный дом. А именно: сосуд серебряный позолоченный весу 2 ф. 73 золотника, крест серебряный позолоченный весу 1 ф. 19 золотников, подсвечников медных 3, лампада простая медная, подсвечник для престола серебряный 1, кадило медное 1, парчи - десять аршин, позумента серебряного 93/4 аршина, парчи для воздуха 1 аршин, венцов медных 2, образ святого Иоанна Воина под стеклом в ризе, крест небольшой ручной с серебром, кропило, восковых свечей 10 фунтов. Относя это к примерному усердию казака Темченко с его семейством к храму Божию и объявляя казаку Темченко с семейством мою благодарность за благодеяние, я предписываю начальнику станицы объявить об этом на сборе жителей. П. И. Крюков».

Но вернёмся к церкви в ст. Варениковской. Казалось бы, на неё было больше внимания со стороны полкового правления. Но вот рапорт Варениковского станичного правления командиру полка от 14 ноября 1868 года. Этим рапортом варениковцы ответили на предписания командира полка от 19 июля и 15 октября относительно не уплаченных ими 1280 рублей 30 копеек на строительство церкви. В нём есть такие слова: «Мы с такой грустью смотрим на неоконченное, в особенности на ограду, не только лишённую штукатурки, но и выжидающей скорого выпадения из стен камней». В рапорте также говорится, что жители сами ремонтируют крышу на колокольне. Вот обращение полкового правления к инженеру Головачевскому от 3 августа 1869 года (в это время полковник П. И. Крюков был временно отстранён от должности). Полковое правление просит Головаческого дать распоряжение о починке церкви в Варениковской. Скоро наступит осень, и ремонт будет невозможен. В документе говорится: «В противном случае будет донесено высшему начальству, что Ваше Благородие, получив 21 июля прошлого года 500 рублей на предмет починки церкви, до сих к этому не приступали и о причинах к сему не сообщили». Командир полка будет несколько раз напоминать и побуждать гостагаевцев, чтобы они выплатили причитающиеся деньги строителям. 1 июня 1867 года «Гостагаевским станичным правлением представлено 17336 рублей. До 19100 недостаёт 1764 рубля». 10 июня 1867 года «Предписываю с получением сего выполнить предписание от 15 декабря 1866 года, повторённое 1-го сего июня по предмету представления остальных подлежащих на уплату отставному инженер подполковнику Алалыкину за выстроенную им в станице каменную церковь». 19 августа 1868 года: «Предписывается озаботиться взысканием с жителей недополученных строителю церкви 1764 рубля».

Наконец, 20 ноября 1869 года полковое правление сообщает Гостагаевскому станичному правлению: «Шесть расписок строителя церкви отставного подполковника Алалыкина в получении им в уплату за постройку церкви разновременно 1539 рублей в сем правлении получены и по шнуровой книге «Деньги на устройство церкви в ст. Гостагаевской» на приход записаны в статье под №4».

С 1 января 1871 года Адагумский полк был упразднён. Все станицы Адагумского полка перешли в состав вновь образованного Таманского полкового округа. Приведём последний документ, относящийся к строительству церкви в нашей станице. В рапорте Гостагаевского станичного правления в полковое правление от 10 января 1871 года говорится: «Шнуровая книга под № 68 на записку прихода и расхода денег, отпущенных на постройку церкви со всеми к ней приложениями по надлежащем выполнении недостатков, отправлена на ревизию в контрольное отделение войскового правления войска Кубанского».                                                                                                                            Подписи поставили станичный атаман урядник Темченко и судья Бондарь.

Так была построена в станице Гостагаевской церковь Святой Троицы. В акте освидетельствования окончательной постройки церкви говорится: «...мы находим возможным просить главного священника Кавказской Армии на освящение этого храма по чиноположению и открытия богослужения». Архивных данных о том, как проходило освящение церкви, пока не найдено. Ясно одно, что освящение нашей церкви было в 1867 году. Командир полка П. И. Крюков, озаботившись тем, как организовать освящение церкви в ст. Варениковской, 26 октября 1867 года запрашивает благочинного священника Адагумского казачьего полка Иоакова Полчанинова: «...покорнейше прошу уведомить меня, предоставлено ли Вам право от духовного начальства освящать вновь выстроенные церкви, так как Вы освятили в Крымской и Гостагаевской станицах. И если то было временное право, то предстоящее освящение возьмёте на себя или испросите своё ведомство?»

70 лет церковь Святой Троицы была центром духовной жизни станицы Гостагаевской. В ней крестили, венчали, отпевали. В 1937 году здание церкви было разрушено. Но и в наши времена многие станичники, чтобы восстановить свои родословные, пользуются метрическими книгами Свято-Троицкой церкви, которые хранятся в архивном отделе администрации города-курорта Анапа.

Фотокопии Метрических книг Свято-Троицкой церкви станицы Гостагаевской можно посмотреть по ссылкам на странице  Генеалогия 

Фотокопия "Условия" о строительстве церкви в станице Гостагаевской.

          

 

          

Расположение Свято-Троицкой церкви в центре станицы.

      При планировке застройки станицы, под церковную площадь был выделен квартал на самом возвышенном месте во время основания станицы в 1862 году. В настоящее время на месте церковной площади расположен станичный парк и стадион. Церковь с колокольней и караульным домом огороженные забором располагались в центре церковной площади. В 1937 году церковь была разрушена и из камня был построен клуб, который во время Великой Отечественной войны был взорван немецкими оккупантами. В 1957 году на том же месте и из того же камня был построен современный Дом культуры.  На фотографии 1943 года видно что с восточной стороны от церкви через всю площадь с юга на север была пешеходная дорожка с высаженными вдоль нее тополями-высокорами. Эта дорожка и в настоящее время расположена в том же месте. До наших дней сохранился отлично выложенный церковный колодец. В настоящее время он очищен и из него насосом качается вода для полива газона на стадионе. Недалеко от раздевалки на футбольном поле через газон просматривается фундамент от караульного домика. С восточной стороны от раздевалки несколько лет назад во время ливневых дождей обнаружился земляной провал, который оказался выложенным из кирпича склепом с останками двух человек, предположительно мужчины и женщины. В сохранившихся Метрических книгах записи о захоронении на церковной площади нет, поэтому установить кто захоронен в этом склепе пока не удалось.   

 Фотография 30 октября 1943 года.

Современная фотография со спутника.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz