Из акта Варениковской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков
«В станице Гостагаевской 25 ноября 1942 года немецкие жандармы начали арестовывать целыми семьями мирных жителей. К дому подъезжали подводы под предлогом эвакуации в Германию, предлагали брать с собой ценные вещи; семьи увозили в здание сельпо; вещи, продукты и животных фашисты растаскивали. Свезя в здание 134 человека взрослых и детей, фашистские изверги держали их три дня в холодном, сыром здании, не давая им ни есть, ни пить 26 ноября 1942 года комендант приказал всем сдать ценные вещи и деньги. После производили обыски, и не сдавших деньги палачи подвергали жестоким избиениям. 27 ноября 1942 года во двор к зданию сельпо подъехала автомашина «душегубка», и всех мирных жителей, томившихся в застенках сельпо, - мужчин, женщин, детей, стариков и больных начали втискивать в душегубку. Женщины начали плакать, рвать на себе волосы, просить и умолять о пощаде хотя бы маленьких детей. Дети начали кричать, прячась и прижимаясь к груди матерей. Для того, чтобы заглушить истерический плач женщин и крики детей, фашисты включили моторы автомашин. Первая в душегубку была брошена одногодичная девочка Сабинина Лилия Никандровна. В этот день было удушено 134 человека, в том числе 27 детей».
ГАКК. Ф. Р-897, оп.1,д.1,л.332-334
После погрузки жителей станицы в душегубку автомобиль отправлялся к каменному карьеру у поселка Чембурка недалеко от Анапы где выжигали известь. Тела задушенных сбрасывали в ямы, некоторых подающих признаки жизни выстрелами в упор добивали полицаи. Перезахоранивать тела задушенных станичников под страхом расстрела запрещалось, поэтому едва погребенные часть тел были растащены бродячими собаками и расклеваны птицами.
После освобождения станицы Гостагаевской от немецко-фашистских оккупантов останки замученных в душегубках станичников осенью 1943 года были перезахоронены в общей могиле в станичном парке и установлен памятник. В феврале 1968 года в карьере у п.Чембурка еще были найдены останки замученных в душегубках станичников и 17 февраля 1968 года захоронены в двух могилах впереди основного памятника.
В 2003 году по инициативе руководителя школьного музея Малыхина Виктора Ивановича и жительницы станицы Белошапка Анастасии Александровны казаками Гостагаевского станичного казачьего общества во главе с атаманом Собка Василием Дмитриевичем у поселка Чембурка был установлен памятник погибшим в душегубках станичникам. Ежегодно 27 ноября в годовщину трагедии у памятников проводится День памяти замученных в душегубках станичников.
Душегубка. Описание.
Газваген (нем. Gaswagen — газовый автомобиль), также газенваген, «душегубка» — термин, используемый после окончания Второй мировой войны в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения гражданского населения оккупированных территорий СССР и Восточной Европы, советских военнопленных путём отравления угарным или выхлопным газом. Начало применения серийных газвагенов относится к ноябрю — декабрю 1941 года (Киев, Полтава, Рига и Хелмно). С весны 1942 документально подтверждено их применение в Югославии (Сербия).
О применении нацистами газвагенов стало известно в 1943 году после суда над участниками преступлений против человечества, совершенных на территории Краснодарского края СССР, где около 6700 человек гражданского населения были убиты путём отравления газом в «душегубках». Материалы об использовании данных машин смерти на территории СССР были представлены советскими обвинителями на Нюрнбергском процессе главных военных преступников.
Общее число жертв данного орудия смерти за период Второй мировой войны неизвестно. В нацистском документе из оккупированного Минска, датированном 5 июня 1942, указывается, что с декабря 1941 по июнь 1942 в 3 газвагенах было уничтожено 97 тысяч человек. По меньшей мере 152 тысячи было уничтожено в концлагере Хелмно возле Лодзи (Польша). Известно, что на 23 июня 1942 года компанией-производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов 2 версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Ни одного из выпущенных газвагенов не сохранилось.
На основании свидетельских показаний на процессе в Германии в 1960 году исследователи приводят такую информацию о применении данного устройства:
Перед посадкой в фургон людям приказывали сдать все ценные вещи и одежду. После этого двери закрывались, и система подачи газа переключалась на выпуск. Для того, чтобы не вызывать преждевременно страха у жертв, в фургоне имелась лампочка, которая включалась, когда двери закрывались. После этого водитель включал двигатель на нейтральной передаче примерно на 10 минут. После того как движение в фургоне прекращалось, трупы отвозились к месту кремации/погребения и выгружались (также известен ряд случаев, когда газвагены размещались прямо у крематориев/рвов).
Первые модели «газвагенов» имели конструктивный недостаток, из-за которого помещённые в них люди мучительно умирали от удушья, а кузова потом приходилось убирать от экскрементов и других выделений, что вызывало недовольство обслуживающего персонала. С начала весны 1942 этот дефект был устранён — помещённые в кузов постепенно теряли сознание и уже потом умирали.
По сохранившимся документам о разработке и производстве данного устройства указывается, что оно представляло собой газонепроницаемый фургон с герметически закрывающимися дверями, с отверстием для впуска газа (в полу), закрытым перфорированным металлическим листом. Известно о производстве фургонов 2 типов — на 30—50 человек и 70—100 человек (по последнему приводится информация о том, что для него разрабатывалось специальное устройство для выгрузки трупов). Фургоны устанавливались на шасси грузовых автомобилей грузоподъёмностью около 3,5 тонны (малый фургон) — Опель-Блиц, Даймонд Рео, Рено, — и 6,5-тонный «Заурер»-большой фургон. Шасси и двигатель дорабатывались и дооснащались специальным образом.
По свидетельству нескольких механиков, ремонтировавших газвагены из концлагеря Хелмно, мотор, устанавливавшийся на газвагенах, отличался от других моторов, которые они видели на аналогичных машинах. Также он потреблял вдвое больше топлива, нежели обычный двигатель, и имел необычную систему выхлопа.
Полевая почта 32/704 Киев, 16 мая 1942 Секретный документ государственной важности! Оберштурмбанфюреру СС Рауфу:
Переборка моторов автомашин в группах D и С закончена. … Я приказал замаскировать машины группы D под машины для жилья, для чего на маленьких машинах велел сделать по одному оконцу с каждой стороны, а на больших машинах — по два оконца подобных тем, которые мы часто видим на крестьянских домах в деревне. Эти машины настолько приобрели известность, что их не только официальные лица, но и гражданское население называли «душегубками», лишь только появлялась одна из таких машин. По моему мнению, эти машины невозможно замаскировать и держать в секрете сколько-нибудь длительное время. … Отравление газами зачастую происходит неправильно. Чтобы как можно скорее закончить процедуру, водители всегда дают полный газ. Вследствие этого казнимые умирают от удушья, а не засыпают, как это было предусмотрено. Мои указания привели к тому, что теперь при правильной установке рычага смерть наступает быстрее и притом заключённые мирно засыпают. Искаженные лица и испражнения, которые наблюдались раньше, более не замечались. В течение сегодняшнего дня я перееду в группу В, куда можно присылать мне дальнейшие сообщения. Доктор Беккер, унтерштурмфюрер СС.
Описание взято из Википедии.
Возврат на страницу Великая Отечественная война